Европейский союз разработал критерии, выполнение которых откроет перед Украиной двери к подписанию Соглашения об ассоциации (СА) с ЕС.
Этот список не имеет официального названия — представители Евросоюза упоминают о нем как о «19 индикаторах» или о «списке Фюле». «Официально нам этот список не передавали, но я знаю о его существовании. В целом он совпадает с программой реформ Украины»,— подтвердил наличие такого перечня глава МИД Украины Леонид Кожара. В МИДе рассчитывают, что при оценке прогресса, достигнутого Украиной, власть обоснует свои достижения по большинству показателей и в результате убедит Брюссель не придавать первостепенного значения оставшимся нерешенным политическим проблемам.
О новых принципах оценки достижений Украины проинформирована не только власть, но и оппозиция — глава парламентского комитета по иностранным делам Григорий Немыря («Батьківщина») сообщил о них на заседании комитета, состоявшемся в минувшую пятницу.
– Определены „19 индикаторов“. Штефану Фюле (комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства.— Ред.) поручено осуществлять мониторинг выполнения этих критериев. Мне известно, что комиссия должна провести два этапа оценивания, последний из них состоится в мае,— сообщил членам комитета Г. Немыря.
Немыря уточнил, что, помимо требований о проведении реформ, в списке есть ключевые для оппозиции политические пункты. Кожара со своей стороны отмечает, что среди «19 индикаторов» нет прямого требования об освобождении из заключения Юлии Тимошенко и Юрия Луценко. «Фамилий там нет. Там стоит вопрос об избирательном правосудии, но он не персонифицирован»,— заявил глава внешнеполитического ведомства.
В Еврокомиссии подтвердили, что проводят операционную оценку достигнутого Украиной прогресса, но заявили, что не могут предоставить список индикаторов, на который ссылаются украинские политики.
– На официальном уровне как такового списка из 19 критериев не существует, но мы проводим постоянный диалог с Украиной по поводу того, что конкретно требуется для полного соответствия (ожиданиям ЕС.— Ред.) в трех сферах, определенных декабрьским решением Совета ЕС. Единственным релевантным документом являются выводы Совета ЕС, принятые на уровне глав МИДов,— ответил на запрос официальный представитель Еврокомиссии Петер Стано.
Три направления работы, о которых идет речь,— решение проблем законодательства о выборах, в частности переход к единому Избирательному кодексу; исправление последствий выборочного правосудия и недопущение новых его случаев; реализация всеобъемлющей программы реформ, предусмотренной повесткой дня ассоциации.
Источники в дипломатическом корпусе отмечают, что окончательное решение по вопросуо возможности подписания соглашения в условиях, когда украинская сторона декларирует неготовность решать «проблему Юлии Тимошенко» не будет принято ни в ходе визита господина Фюле, ни на саммите Украина-Евросоюз 25 февраля. Позиция ЕС по этому вопросу должна быть определена консенсусом, а на сегодня единого мнения нет. Несколько стран, в частности Польша и Литва, лоббируют подписание СА даже в нынешних политических условиях, однако в большинстве европейских государств считают недопустимым подписание данного договора без решения проблемы преследования оппозиции.
Между тем в перечне «19 индикаторов» проблемными являются не только пункты, касающиеся политически мотивированных уголовных процессов. Кожара признал, что и в некоторых других моментах подходы европейской и украинской стороны к оценке качества проводимых реформ различаются.
– По некоторым вопросам нам еще нужно понять и согласовать, что именно от нас требуется. Например, там есть пункт об Избирательном кодексе. Но наша правовая система не допускает кодификации законодательства в этой сфере. Поэтому речь должна идти немного о другом — о реформе существующего законодательства о выборах,— заявил министр иностранных дел.